Skip to main content

К вопросу о раннем развитии

Мне иногда задают вопрос: «Как вы относитесь к идее раннего развития?» Как я могу относиться к этой идее, если я веду занятия французским языком для детей от 6 месяцев по авторской методике? Я работаю педагогом с 2010 года, и чем дальше, тем серьезнее я отношусь к ответу на этот вопрос. И мне понятно, что каждая мама, желающая обучать своего ребенка, например, французскому, имеет свою точку зрения, отличающуюся от мнения мамы ребенка, сидящего на занятии по соседству.

Нашей системе образования характерно бросаться из крайности в крайность. Вряд ли кто-то будет отрицать, что в советский период результаты школьного образования были гораздо выше, чем сейчас. Но теперь модно говорить о том, что советское образование было никуда не годным, поэтому давайте скорее о нем забудем и придумаем что-нибудь такое мощное и сильное. А Финляндия учит по нашим советским канонам и образование в Финляндии в настоящий момент на порядок сильнее нашего. Но это к слову.

Мамам, которые приходят с детьми, я обычно задаю вопрос о цели, с которой они пришли сами. И обычно получаю очень общие слова о знаниях, которые, хотелось бы дать ребенку, пока не поздно.

Давайте сейчас представим себя родителем 6-ти месячного ребенка: он уже начал сидеть, ручки у него освободились и бывают пустыми, в основном, пока он спит. Ручки познают мир через различные ощущения: это звуки от предметов, это их вкус во рту, это реакция мамы «ой, не трогай, это кака!», это целый комплекс ощущений и реакций тела, которые обрабатывает мозг. Полушария еще не поделили свои функции на левое и правое, мозг впитывает, как губка, все, что происходит вокруг.

Какая мама не поет своему малышу песенок? Ну, хотя бы сороку-ворону, перебирая ему пальчики. Ну, пусть, просто, речитативом? А теперь давайте ответим на вопрос: что дает это пение песенки малышу? Давайте по пунктам:

  • Звуковое восприятие тренируем? Да.
  • Моторику пальчиков развиваем? Да.
  • Не секрет, что на каждом пальчике представлены (как на ухе или ступне) все органы нашего тела. Это своеобразная зарядка и «прозванивание» всех внутренних органов. Зарядка? Да.
  • Ритм, мелодический напев, повторяемость строчек, музыкальность этой потешки нам дает развитие музыкального слуха, а зоны мозга, отвечающие за музыкальность и способность к иностранным языкам – одни и те же. Тренируем? Да.
  • Осознание своего тела (мама гладит ручку и пальчики) и эмоциональную связь со значимым взрослым развиваем? Да.

Или так: вечер, мама выбирает, какую колыбельную спеть… для отработки навыков фонематического слуха своего ребенка. 🙂

Какую же педагогическую цель я преследую, напевая своему чаду «сороку-ворону»? Да, никакую! Как любящий родитель, я наслаждаюсь близостью со своим ребенком, эти минуты я провожу с ним в удовольствии, укрепляю наше взаимопонимание и взаимочувствование, я немного приоткрываю ему этот мир, и от этого получаю огромное наслаждение! А помимо всего этого, в фоновом режиме, решаются важнейшие педагогические, образовательные и развивающие задачи!

Мне видится этот подход к раннему развитию наиболее здоровым и гуманным по отношению к ребенку. На первом месте стоит эмоциональный комфорт, близость и удовольствие от любой деятельности. Почувствуйте разницу, когда мама нечаянно просыпала на пол крупу, торопясь на встречу и теперь отрывает от неё орущего и жаждущего в ней покопаться ребенка или мама, которая, подготовив всё необходимое, сама насыпает крупу в мисочки и предлагает малышу с ней поиграть. Почувствуйте огромную разницу, прежде всего, для самого ребенка!

Мама, развешивающая по стенам карточки Глена Домана, прочитавшая море литературы по раннему развитию и обставившая комнату своего ребенка развивающими пособиями, чаще всего этим пытается «искупить» свой страх общения с малышом или нежелание посвящать ему свое время. Эмоциональную близость ребенок из таких занятий вряд ли вынесет.

Мама, которая не испытывает необходимости «сдать» компетентному специалисту свое чадо и которая получает удовольствие от общения с ним, по моему мнению, достигнет бóльших педагогических целей, играя с ребенком в обычные пальчиковые игры, и напевая простые потешки, чем мама-специалист по карточкам Глена Домана.

Знаете, я давно заметила, что истинная радость от занятий приходит тогда, когда взрослые внутренне понимают образовательные цели (как с сорокой-вороной), но держат это «в секрете» от детей, и, даже, может быть, от самих себя, проводя время с малышом в удовольствии.

Бедный малыш на занятии по раннему развитию, мама которого старательно возит его пальчиком по бумаге, ведь сейчас надо рисовать елочку (!). Ему, возможно, краска показалась на ощупь какой-то «невкусной», и он хочет просто помять бумагу, но мама не дает, ведь нужно рисовать!!! Результат? Плачь, обида и непонимание… У мамы – неловкость, что ее ребенок «не готов», не как другие, что задание не выполнено и зря потрачено оплаченное время…

Я придерживаюсь принципа Марии Монтессори: «то, что не запрещено – разрешено». Если малыш на занятии не мешает другим – он может заниматься тем, что ему сейчас нужно и тем, чем он сейчас хочет. А мама и педагог находятся рядом именно для того, чтобы быть полезными и сделать его деятельность максимально результативной (но это секрет!).

Давайте подведем предварительные итоги:

Что необходимо малышу:

  • спокойный значимый взрослый (чаще всего, мама)
  • безопасная и интересная среда
  • удовольствие от себя любимого+мамы+деятельности
  • Эмоциональный фон принятия и комфорта

Что необходимо маме:

  • Понимание того, что то, что происходит – нужно ее ребенку
  • комфорт и удовольствие от процесса

Что необходимо педагогу:

  • пообщаться с мамой, для понимания общности подходов по раннему развитию
  • дать подробные материалы по методике, раскрывающие педагогические приемы и методы
  • попросить маму на самом занятии «отпустить» все имеющиеся ожидания и просто получать удовольствие от процесса

Поверьте, при соблюдении всех этих условий, малыш (как и мама) будет рад каждому новому занятию. Между занятиями, дома, он будет вам выдавать то, что впитал на занятии и вашей задачей будет поддерживать его в этом.

Мамы в течение первого месяца занятий начинают с восторгом рассказывать, что дома их чадо начинает двигаться под музыку, как только она начинает звучать, реагирует на знакомые персонажи/музыку/обращения на французском языке с неподдельным интересом и радостью, и просит еще…

Мамы обычно к недостаткам нашей методики относят то, что «ваши песенки уже вот тут сидят, а они все равно в голове поются и ничего мы с этим сделать не можем…» Пусть это будет самым большим недостатком нашей методики!

Пусть после наших ритмических, музыкальных, двигательных, изобразительных, мультемедийных и, наконец, развивающих занятий у вас будет в теле приятная усталость от разнообразной деятельности, в душе будет радость от открытий в общении с вашим малышом и, приятным бонусом будет то, что все эти занятия проходят на французском языке по тщательно разработанной методике.

Да, именно приятным бонусом, а не единственной самоцелью.

 

One thought to “К вопросу о раннем развитии”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.